ninazino (ninazino) wrote,
ninazino
ninazino

Categories:

Мы, кажется, на всю голову ушиблены

...своей исторической диглоссией. А может, не только на всю голову, но и на всю оставшуюся жизнь.



Языковая ситуация Московской Руси в специальных лингвистических терминах должна быть определена не как ситуация церковнославянско-русского двуязычия в строгом терминологическом смысле этого слова, а как ситуация церковнославянско-русской диглоссии. Диглоссия представляет собой такой способ сосуществования двух языковых систем в рамках одного языкового коллектива, когда функции этих двух систем находятся в дополнительном распределении, соответствуя функциям одного языка в обычной (недиглоссийной) ситуации. При этом речь идет о сосуществовании "книжной" языковой системы, связанной с письменной традицией (и вообще непосредственно ассоциирующейся с областью специальной книжной культуры), и "некнижной" системы, связанной с обыденной жизнью; по определению, ни один социум внутри данного языкового коллектива не пользуется книжной языковой системой как средством разговорного общения. В наиболее явном случае книжный язык выступает не только как литературный (письменный) язык, но и как язык сакральный (культовый), что обусловливает как специфический престиж этого языка, так и особенно тщательно соблюдаемую дистанцию между книжной и разговорной речью; именно так и обстоит дело в России.

Зиновий Отенский видел основную ошибку Максима Грека именно в том, что тот, будучи иностранцем, не проводил различия между книжным и простым языком: "Мняше бо Максимъ по книжнеи речи у насъ и обща речь"; в этой связи он протестует против тех, кто уподобляет и низводит "книжныя речи отъ общихъ народныхъ речей" (Зиновий Отенский, 1863, с. 967, ср. еще с. 964—965). В другом своем сочинении Зиновий писал о современных ему еретиках, что те "безсловеснейши свиней суть", поскольку не могут прочесть не только книжный текст, но и народную грамоту: "Сии же еретицы, о них же ныне слышах, их же и жабы нарекох по сему, понеже безсловеснейши свиней суть, токмо змиино шептание имуть, не токмо грамотическых не ведяху словес, неже и поборников мужей философов, но ниже народных грамот ведят или умеют прочитати" (Корецкий, 1965, с. 175—176); итак, церковнославянские тексты четко противопоставляются народным грамотам, подобно тому как "книжные речи" противопоставляются "народным речам" *. По свидетельству Лудольфа (1696, предисловие, л. 2), церковнославянским языком на Руси не пользовались в обиходных ситуациях, т. е. этот язык не являлся средством разговорного общения: "... Sicuti nemo erudite scribere vel disserere potest inter Russos sine ope Slavonicae linguae, ita ё contrario nemo domestica & familiaria negotia sola lingua Slavonica expediet... Adeoque apud illos dicitur, loquendum est Russice & scribendum Slavonice..." Лудольф специально отмечает при этом, что злоупотребление церковнославянским языком в обычной речи может вызвать отрицательную реакцию в языковом коллективе. Весьма показательны в этом же плане нападки на церковнославянский язык Петра Скарги, который ставит под сомнение, так сказать, сам лингвистический статус этого языка, ввиду того что на церковнославянском — в отличие от латыни или греческого — никто не говорит: "...никто не может его понимать в совершенстве: потому что нет на свете такого народа,, который им говорил бы так, как пишут в книгах ..." (РИБ, VII, стб. 485—486).

В любом случае, очень рекомендую прочитать цитируемую книгу, возможно, многое в нашем культурном наследии (и возникшем в связи с ним менталитете), которое мы сами иногда не осознаем, прояснится. Все вот это "деревенское", "смешное", "некультурное" -- это оттуда.

Очень культурно-интроспективно.
Subscribe

  • Никакой войны не будет

    Раисся сама по себе вообще не способна раскрутить войну: Вторую Миоровую ей помогли, а сама она ни на что не способна. Да нет, по-тихому отжать в…

  • И нет, я не отниму у либерализма

    …такой сладкой конфетки, как очередной омикрон. Как, скажите, как от нас убежали все те буквы греческого алфавита, которые между дельтой и…

  • Все сосем не так, как на самом деле:))

    Но на самом деле -- нет никаких "леваков" против "праваков" (кстати, этого слова я не слыхала, хотя "леваками" весь русскоязычный интернет засран).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments

  • Никакой войны не будет

    Раисся сама по себе вообще не способна раскрутить войну: Вторую Миоровую ей помогли, а сама она ни на что не способна. Да нет, по-тихому отжать в…

  • И нет, я не отниму у либерализма

    …такой сладкой конфетки, как очередной омикрон. Как, скажите, как от нас убежали все те буквы греческого алфавита, которые между дельтой и…

  • Все сосем не так, как на самом деле:))

    Но на самом деле -- нет никаких "леваков" против "праваков" (кстати, этого слова я не слыхала, хотя "леваками" весь русскоязычный интернет засран).…