ninazino ([info]ninazino) wrote,

А что нас объединяет?


Вот, спорим мы здесь чуть ли не до хрипоты, правые, левые, сколар_вит с арбатом, чиха с часовщиком, я -- то с резонером, то с киреевым...

В общем, так или иначе обозначаются правые-левые-центристские взгляды. При этом мне почему-то кажется, что очень многие из нас (что слева, что справа) солидарно не приемлют социализм советского разлива. Водораздел проходит между теми, кто в любых социальных мероприятиях видит опасность социализма по-советски (и это вполне валидная позиция, что бы там ни говорили), и теми, кто считает, что есть прнинципиальная разница между европейским социализмом и советским.

Я себя, хошь-не хошь, должна отнести ко вторым. Я же жила в совке, когда Европа хотя бы частично уже была социалистической. И это таки были две большущие разницы.

Поэтому я попыталась задать себе вопрос: а какую черту советского социализма я могла бы назвать основоопределяющей и самой страшной для развития общества.

Ответ нашелся достаточно быстро: для меня это -- отсутствие выбора. Или, если угодно, монополизация всего и вся. И в политическом, и в экономоческом смыслах этого слова. Строго говоря, для меня не так уж важно, является эта монополизация государственной или олигархической. Главное -- что монополия не оставляет выхода.

Задам это же вопрос и вам, друзья: а какую черту советского социализма вы могли бы назвать основоопределяющей и самой страшной для развития общества?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments

[info]alicebrown

November 9 2008, 17:55:37 UTC 3 years ago

Разрушение материальной культуры или если хотите культуры повседневности.

[info]ninazino

November 9 2008, 18:30:31 UTC 3 years ago

Так что разрушает эту культуру? Она же не сама разрушается?

[info]alicebrown

3 years ago

[info]rezoner

November 9 2008, 18:04:58 UTC 3 years ago

Принуждение.

[info]ninazino

November 9 2008, 18:15:40 UTC 3 years ago

Да, согласна. А чем определяется принуждение? Для меня -- отсутствием выбора.

[info]walentina

November 9 2008, 18:17:50 UTC 3 years ago

отсутствие выбора во многих постсов. странах и сейчас. Значит, совок продолжается?

для меня главная соц. черта - ложь.

[info]ninazino

November 9 2008, 18:26:01 UTC 3 years ago

Да, верно. Но является ли она основой или производным? Вот ведь в чем вопрос.

Если Вам говорят: вот Ваши варианты, и Вы вправе выбирать, то это одно. Вы можете выбрать возможность сократить налоги, избрав общественно-полезный труд, а можете погнаться за прибылью, понимая, что ваша прибыль перекроет все возможные сокращения налогов.

А если Вам говорят: вас много, а я -- ОДНА (ибо я -- вертикаль), то именно здесь начинается ложь.

[info]walentina

3 years ago

[info]ninazino

3 years ago

[info]walentina

3 years ago

[info]ninazino

3 years ago

[info]walentina

3 years ago

[info]ninazino

3 years ago

[info]walentina

3 years ago

[info]ninazino

3 years ago

[info]walentina

3 years ago

[info]taki_net

3 years ago

[info]walentina

3 years ago

[info]whocares1970

November 9 2008, 18:23:50 UTC 3 years ago

С вaми труднo спoрить. Вы кoмменты скрините - и не рaсскринивaете. :(

[info]ninazino

November 9 2008, 18:27:10 UTC 3 years ago

Я расскриниваю, отвечая на них. Когда есть такая возможность. Вот, сейчас она есть, так что спорьте.

[info]ninazino

3 years ago

[info]taki_net

November 9 2008, 18:42:34 UTC 3 years ago

Репрессивность.

Это более точная формулировка, чем "отсутствие выбора". Выбор между днем и ночью тоже определяется часами, с которыми не поспоришь. Важно не то, есть ли выбор, а что за попытку его реализовать полагалась репрессия.

[info]taki_net

November 9 2008, 18:43:23 UTC 3 years ago

И, кстати, слово "ложь" тоже покрывается. Важно не то, что власть имущие лгут, а что репрессируют тех, кто мешает им это делать.

[info]khein

3 years ago

[info]ninazino

3 years ago

[info]taki_net

3 years ago

[info]ninazino

3 years ago

[info]fattoad

3 years ago

[info]rezoner

3 years ago

[info]taki_net

3 years ago

[info]rezoner

3 years ago

[info]taki_net

3 years ago

[info]rezoner

3 years ago

[info]taki_net

3 years ago

[info]rezoner

3 years ago

[info]taki_net

3 years ago

[info]rezoner

3 years ago

[info]berggeist

November 9 2008, 18:48:26 UTC 3 years ago

Постоянное вранье повсюду. Все остальное - куда ни шло.

[info]ygam

January 27 2009, 18:18:19 UTC 3 years ago

+1

[info]starshoj

November 9 2008, 18:59:15 UTC 3 years ago

Торжество хама.

[info]ninazino

November 9 2008, 19:05:39 UTC 3 years ago

Тоже очень верно. А в какой ситуации может торжествовать хам?

А только в такой, в которой он принимает единственно верное (потому что научное, потому что удовлетворяющее хама выше по рангу) решение.

И тебе -- некуда пойти (нет выборов и вариантов). И нет средств противостоять этому хаму.

В общем, и в этой формулировке -- согласна.

[info]cheeha

November 9 2008, 19:09:43 UTC 3 years ago

Отсутствие законности. Если инструкция противоречит конституции, то тем хуже для конституции. Инструкция рулит! Жизнь по понятиям.

[info]ninazino

November 9 2008, 19:36:50 UTC 3 years ago

Хм. А кто и что законы поддерживать будет? Ведь не зрая же в России "закон -- что дышло". И еще сакраментальное "право-то вы имеете"...

Иными словами, если нет механизмов поддерживать закон, то об этот закон только ленивый не будет подошвы отирать.

[info]cheeha

3 years ago

[info]khein

3 years ago

[info]olgana

November 9 2008, 20:07:10 UTC 3 years ago

Распределительная система хозяйствования.

[info]yucca

November 9 2008, 22:48:51 UTC 3 years ago

Отсутствие стимулов хорошо работать и присутствие стимулов хорошо врать.

[info]taki_net

November 10 2008, 04:35:58 UTC 3 years ago

Мне хватало стимулов хорошо работать:-)

Кроме того, от работы кони дохнут.

Кроме того, процесс Бродского был именно в СССР.

[info]yucca

3 years ago

[info]kireev

November 9 2008, 22:53:19 UTC 3 years ago

Я отвергаю эту систему в приниципе, поэтому что-то одно сложно выделить. Это весь клубок: отсутствие свободы, выбора, частной собственности, система построенная на лжи.

[info]khein

November 9 2008, 22:58:24 UTC 3 years ago

Абсолютное, хамское, абсурдное, постоянное вранье.
"Ведь правда моя очевидна
Ведь белые нитки видать
Ведь людям должно же быть стыдно
Таких же людей не понять..."
Да, и бесстыдство.
Вкратце, наверное это отсутствие уважения к личности. Любой.

А с выбором, опасностью, их мстительностью можно было работать. В смысле, они вполне себе создавали многим людям внутренний ресурс. То есть, возможность видеть неправду и восполнять в себе эту обгрызенную социумом личность.

[info]taki_net

November 10 2008, 04:36:31 UTC 3 years ago

Да пусть бы врали сами. Нас бы не заставляли.

[info]khein

3 years ago

[info]taki_net

3 years ago

[info]ssteplana

November 10 2008, 01:00:28 UTC 3 years ago

Неуважение к человеку. Человек-винтик.

[info]taki_net

November 10 2008, 04:36:52 UTC 3 years ago

+ довольно много

[info]taki_net

November 10 2008, 04:42:15 UTC 3 years ago

Вот не уверен, что объединение получится. Каждый прецирует на "совок" просто темную половинку СВОЕГО мира.

У меня был приятель - сын советского сановника, крайне антисоветский по настроениям. Он говорил, что его не устраивает в СССР "невероятная свобода для низших классов".

[info]ninazino

November 10 2008, 11:29:01 UTC 3 years ago

А мне, как ни странно, кажется. Ну, например, я рада, ято Вы с резонером помирились. Да и вообще, если свести воедино (а я сейчас в следующем посте это сделаю, то станет понятно, что никаких особых противоречий нет.

[info]taki_net

3 years ago

[info]avigdor

November 10 2008, 12:04:57 UTC 3 years ago

Отсутствие прайвеси во всех смыслах этого слова.
Принуждение подчиняться мнению большинства и в личных вопросах.

[info]taki_net

November 10 2008, 12:08:16 UTC 3 years ago

Насколько существенно, что "большинства"?
Было ли оно "большинством"?

[info]avigdor

3 years ago

[info]lyamur

November 10 2008, 22:17:01 UTC 3 years ago

Унижение. Тотальное неуважение к чьему бы то ни было мнению. И это даже не подавление инакомыслия там или затыкание рта "маленькому человеку" - это тотальное, всеобщее, как гангрена, сверху донизу. Маленького человека не уважал всяк, кто чуть повыше или у кого есть хоть крошечка сиюминутной власти (начиная с паспортистки и санитарки), а сам этот человечек тоже не уважал никого и ничего, в особенности - властей предержащих.

Вот это все отвратительно. Отсутствие уважения, унижение всех и вся. Бррр...
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…